Стеклоочистители Урала кое как справлялись с потоками воды падающими на лобовое стекло. Автовышка на базе четырехосного Камаза в очередной раз застряла. Мастер вышел из грузовика и пошел смотреть что с Камазом. В кабине тепло и уютно. Портил атмосферу только излишне шумный водитель Сергей - крупный мужчина лет пятидесяти. Также как и его машина заводится с пол-оборота, и быстро теряет самоконтроль на сколькой дороге... И такой же большой, рычастый, и добрый...
Выпрыгнул из Урала вслед за мастером Женей. Тут же провалился в грязь. Ежась от ветра, метров на пятнадцать отошел, глядя на тяжелый грузовик, пытающийся развернутся на скользком и узком подобии дороги... Из кунга повыскакивали ребята-линейщики
- Колююююняяяя! У меня сало в кабине!
Подначивает водителя Камаза самый старый и самый бородатый из бригады.
-Ну-ка взяли! Похоронная команда...
С матами, шутками и прибаутками, споро вытянули лебедку из Урала и прицепили к Камазу. Сложные, и одновременно простые люди, живущие в своем маленьком коллективе, в своем маленьком и таком важном, в жизни практически каждого человека, мире... В мире высоковольтных линий электропередач, в мире тяжелой, опасной, физической работы, которую невидно, но без которой не было бы тепла, света... Эти люди вежливы и корректны, но в свой по-своему уютный мирок, пускают с неохотой.
- Оставь трос, он распушенный весь, без перчаток все руки обрежешь!
Говорит мне все тот же бородач, когда я пытаюсь помочь ребятам вытянуть трос лебедки.
Сильный ветер, и промозглый дождь пробирают даже сквозь брезентовую штормовку. Натянул капюшон, стало немного лучше.
Смотрю со стороны на две машины... Грозное и громадное животное Урал-4320 рыча подает лапу-лебедку, своему младшему, виновато урчащему брату-Камазу. Камаз закопался до середины колес, и самостоятельно выбраться не сможет. Здесь даже машины выручают друг друга, иначе в этой работе не получится...
- Жень, чтобы никаких домыслов не возникало, я здесь с вами не для того чтобы стучать на вас кому-то. Эта поездка - моя личная инициатива. Мне нужно знать оборудование. По книжкам и рассказам - это хорошо, но когда вживую и своими глазами это другое... В люльку пустишь?
Обращаюсь к мастеру бригады. Ребята относятся ко мне как к кабинетной крысе. Паркетчику-белоручке. Их позиция понятна. Неприятна, но понятна. На их месте, относился бы также.
- Да, это понятно, Паш... Конечно лучше вживую все увидеть. В люльку пущу, но тебя там не было и вообще ты стоял далеко и только наблюдал, даже близко не подходил. Все это моим увольнением пахнет. Особенно в свете последних событий.
[i]- Жень, само собой...
Водитель Сергей, шумно матерясь, крутит баранку во все стороны, пытаясь удержать машину, но в скользкой колее это практически невозможно. Урал то и дело норовит съехать. Камазу на лысой резине приходится еще хуже.
Кое как доехали до нужной опоры. Одеваю монтажный пояс, каску и перчатки, вместе с монтером загрузили гирлянды, полезли внутрь люльки. Доносятся подколки ребят на земле:
- Андрюха, сделай лицо попроще, а то как-будто мир спасать летишь! Брюс Уиллис хренов!
Косо поглядывают в мою сторону, но ничего не говорят. Я себя в люльке на высоте двадцати метров чувствую вполне комфортно. Раньше на высоте работал, да и прыжок с парашютом просто так не прошел.
Пока монтер крепит таль к траверсе, с интересом осматриваю оборудование. Все сделано максимально просто, и в то же время надежно. Расспрашиваю монтера, что непонятно...
Я ожидал, что ветер на высоте будет сильнее, основные неудобства только дождь доставлял. Парень работает быстро и через некоторое время мы уже на земле.
- Ну как там, Паш, на высоте?
С некоторой борзотой спрашивает один из монтеров.
- Нормально. В открытом люке АН-2 было страшнее.
Отвечаю несколько раздраженно. Потом обед. За обедом мужики поиграли в козла, выпили горячего чаю, согрелись в кунге, и вскоре поехали к следующей опоре...
Насыщенный и тяжелый день. Но мне понравилось. Подстанционное оборудование я более-менее знаю, а вот ВЛ и оборудование распред. сетей - темный лес. После этой поездки "на пленер" многое уложилось в моей голове. И как провод к гирлянде крепится и чем швырок отличается от растопырки и что такое эмка и где находится пестик... А еще почему за целый день сделано лишь только четыре опоры... Не потому что мужики раздолбаи. А потому что это очень тяжело. И несмотря ни на какие трудности, на лысую резину Камаза, неуправляемый Урал на дождь, грязь, слякоть, холод, зачастую отсутствие выходных и не очень большую зарплату, эти люди любят свою работу и выполняют ее по совести.
Надо будет еще с ребятами на обрыв провода прокатится.